Фовизм и экспрессионизм Своей историей экспрессионизм подтвердил собственный тезис – мир жесток и абсурден. По сравнению с почти одновременно развивавшимся французским фовизмом – достаточно локальным явлением – экспрессионизм выглядит очень солидным направлением. Экспрессионизм проявил себя не только в визуальных искусствах, но и в кино, архитектуре, музыке, литературе. Он обладал серьезным мировоззрением и внятной идеологией. К нему примыкало очень большое число артдеятелей во многих странах мира. Кроме того, частью его художественной практики стала саморефлексия, зафиксированная в виде манифестов и другой документации. Это был уже взрослый, настоящий авангардизм. *** Альбомы: ЭКСПРЕССИОНИЗМ: Эгон Шиле, Эрнст Кирхнер, Эвард Мунк, Эмиль Нольде, Эрик Хекель ФОВИЗМ: Kees van Dongen, Henri Matisse, Maurice de Vlaminick, Rauol Dufy *** Сравнение фовизма с экспрессионизмом, особенно ранним, напрашивается само собой – художественные приемы у обоих направлений очень похожи. И тут, и там - яркие, контрастные цвета, обобщенное, недетализированное изображение, деформации предметов, отсутствие перспективы и светотеневой проработки, грубые контуры, большие цветовые пятна и т.д. Сходство это принимало даже организационные формы – перед Первой мировой войной фовисты очень часто выставлялись в Германии вместе с экспрессионистами. При всем при этом фовизм и экспрессионизм отличаются друг от друга, как небо и земля. Фовизм – это совершенно французское явление, это очень позитивное отношение к жизни, гимн ее витальному началу. И нет ничего более немецкого, чем экспрессионизм – самое мрачное, трагическое, мистическое направление в авангардизме. Можно сказать, что основной нерв экспрессионизма – это боль и тревога за судьбу несчастного человека, заброшенного жить во враждебном мире. Конечно, это тема практически любого искусства, но экспрессионизм превратил ее в свою профессию. Как выразил это кредо один поэт-экспрессионист - жить с «сердцем, нарисованным на груди». Экспрессионизм складывался на фоне мощного экономического развития Германии и экспансии ее в мир, что выразилось в росте примитивного национализма, милитаризма, демагогии в политике, монетизации всех сторон жизни, упадке общественной морали, торжестве филистерства и утилитаризма. Картинка, в общем, похожа на ту, которую, с оговорками, мы наблюдаем сейчас в России. Экспрессионизм противопоставлял этой двухмерной жизни дух, миф, тайну, веру, метафизику, трагедию и поэзию. Не пренебрегая, впрочем, и социальной критикой. Его идеология складывалась из средневековых легенд, немецкого романтизма, иррационализма Ницше, экзистенциализма Кьеркегора, теософии Штейнера, фрейдизма Фрейда. Формальными предшественниками экспрессионизма стали готика, немецкое барокко, искусство Босха, Гойи, Грюневальда, Эль Греко, опять же романтизм, примитивы, а также неевропейские культуры: Индия, Япония, Египет, Китай, Полинезия, - в общем, все неклассическое. Классическое же - т.е. происходящее из греко-римской традиции - экспрессионисты оставляли романским народам, которые порождали, по их мнению, дух формы - в отличие от германцев, порождающих чистый дух. Первым объединением экспрессионистов стала группа «Мост», возникшая в Дрездене в 1905 году. В нее вошли студенты-архитекторы Эрнст Кирхнер, Фриц Блейл, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф. Позже к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер и один из наименее жизнерадостных фовистов - Кес ван Донген. Группа выпустила манифест, текст которого был отпечатан в технике гравюры на дереве – традиционной средневековой технике, часто применявшейся экспрессионистами. Таким образом, был создан важнейший прецедент – описание и самоописание авангардизма стало неотделимо от него самого. Т.е. практика авангардизма на равных стала включать в себя и произведения, и тексты о них. Выставки «Моста», первая из которых прошла на ламповом заводе, были немногочисленны, публика категорически не принимала экспрессионизм даже среди ламп и называла его искусством сточных канав. К началу 1910-х годов группа распалась, а ее члены перебрались в Берлин, где продолжали шокировать зрителей в индивидуальном порядке. Вторым объединением экспрессионистов был гораздо более многочисленный и очень интернациональный по составу мюнхенский «Голубой всадник», основанный Василием Кандинским и Францем Марком в 1911 году вокруг одноименного альманаха. Здесь существовала мощная русская группировка, представленная, помимо Кандинского, прежде всего Александром Явленским и Марианной фон Веревкин. Задачи, решаемые художниками «Голубого всадника», были высокодуховными – они стремились освободиться от «кошмара материи», «оторваться от действительности» и раскрыть трансцендентную сущность вещей. В целом, большая часть группы уверенно дрейфовала в сторону абстракции. В «Голубом всаднике» числились также такие знаменитости, как Август Макке, Альфред Кубин, Лионель Фейнингер и даже композитор Арнольд Шенберг, который тоже выставлял живопись. Помимо «групповых» художников, к экспрессионизму как методу примыкали в той или иной степени многие крупные мастера, и не только немецкие: Эрнст Барлах, Вильгельм Лембрук, Оскар Кокошка, Пауль Клее, Отто Дикс, Георг Гросс, Кете Кольвиц, Франц Мазерель и наши Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и Павел Филонов. Первая мировая война со всей очевидностью подтвердила онтологический диагноз, поставленный миру экспрессионистами. Мир оказался немыслимо жесток. Эту жестокость многие художники прочувствовали самым непосредственным образом – они воевали: Хеккель, Бекман, Кирхнер, Мюллер, Кокошка, Мейднер, Шмидт-Ротлуфф, Пехштейн. Макке, Марк и Моргнер погибли. Дикс, Хеккель и Бекман вернулись с тяжелыми психическими расстройствами. Лембрук покончил с собой, Шиле умер от гриппа. Один из идеологов экспрессионизма, Герман Барр, так высказался об экспрессионизме в 1916 году: «Никогда не было такого времени, потрясенного таким ужасом, таким смертельным страхом. Никогда мир не был так мертвенно нем. Никогда человек не был так мал. Никогда он не был так робок. Никогда радость не была столь мертва. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Искусство присоединяет свой вопль в темноте, оно вопиет о помощи, оно зовет дух. Это и есть экспрессионизм». После войны экспрессионизм становится более социальным и сильно левеет. Новых объединений не возникает, он существует среди конкурирующих течений как совокупность личных практик художников, самыми известными из которых становятся Георг Гросс и Отто Дикс. Правда, экспрессионистам пришлось еще раз объединиться в некую группу под названием «Дегенеративное искусство». Объединил их, понятное дело, художник, Адольф Шикльгрубер. Экспрессионизм вместе со всем остальным авангардизмом был объявлен расово и идеологически неполноценным искусством. Работы чуждых национал-социализму художников изымались, уничтожались, в лучшем случае продавались за границу. Самим художникам запрещали работать и преподавать. Пехштейн и Кокошка эмигрировали. Кирхнер покончил самоубийством. Нольде, привлеченный почвенно-мистической стороной нацизма и вступивший в НСДАП еще до 1933 года, после запрета на профессиональную деятельность жил в деревне на берегу Северного моря и тайно писал маленькие акварели. Экспрессионизм получил еще одно подтверждение своей правоты в оценке мира. #album_genres